Эта крепость удивительно красива, с какой стороны ни взгляни. С улицы Каменный мост поражают могучие башни розового цвета, с поверхности озера - сказочная гармония всего комплекса.

За день можно посмотреть кремль (от 2 до 5-6 ч. с посещением музеев и церковной службы) и отправиться в один из монастырей, находящихся в черте города. Например, летом пешком вдоль берега озера можно всего за полчаса дойти до Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

Касса музея-заповедника «Ростовский кремль» находится у главного входа. Здесь же вас атакуют попрошайки, на которых рекомендуется не обращать никакого внимания. Не знаю, мне они не встретились. Может быть, я подходила к кремлю как раз тогда, когда они на своих роскошных машинах уезжали обедать.

Ростовский кремль состоит из трех относительно самостоятельных частей: Соборной площади, Архиерейского двора и Митрополичьего сада Деление это не так уж и условно: каждая из трех частей полностью огорожена - крепостной стеной либо постройками.

Уже при первом взгляде на весь комплекс возникает необычайное уважение к его мощи. Кстати, кремль скорее похож на западноевропейскую крепость, чем на привычный древнерусский детинец. Оно и понятно: митрополит Иона для сооружения своей резиденции не стеснялся приглашать иноземных мастеров.

Входные ворота с надвратной церковью сторожат две фланкирующие (то есть защищающие фасаде фланга) округлые башни. Аналогичные, но еще более торжественные ворота мы увидим на Соборной площади кремля. Центральный вход ведет на Архиерейский двор.

Войдя сюда, давайте сориентируемся. Из замкнутого стенами и постройками Архиерейского двора через специальные проходы можно будет потом пройти на Соборную площадь (налево) или в Митрополичий сад (направо).

Еще в XII в. к югу от Соборной площади находился деревянный Владычный двор и великокняжеские хоромы. В XVI в. здесь были сооружены каменные постройки, так называемые Иераршие палаты (где, предположительно, и жил отец царя Михаила Романова митрополит Филарет) и Княжьи терема. Незначительная часть построек сохранилась, другие были возведены заново и в комплексе составили центральную часть кремля - Архиерейский двор.

Строительство началось с формирования административных зданий: Судного приказа (1650-1660 гг.) и примкнувшего к нему комплекса Святых ворот, которые оформили главный вход в Архиерейский двор со стороны Соборной площади.

Интерес представляют не только культовые сооружения, но и гражданские постройки: митрополичьи хоромы (1670-е гг.), которые прежде были соединены переходом с домовой церковью Ионы Сысоевича - Спаса на Сенях. Эти сооружения мы видим напротив Красной палаты, они находятся в самом центре Архиерейского двора. В какой-то мере митрополичьи хоромы были еще и… банком, так как предназначались не только для проживания митрополитов, но и хранения казны митрополии.

Если их обойти слева, можно попасть на хозяйственный двор, который вы сразу узнаете по деревянному колодцу в центре. Обратите здесь внимание просто на бытовые мелочи - маленькие окошечки в зданиях, теплые и просто крытые тесом переходы. Такие решения, кстати, превращали отдельно стоящие здания в цельный комплекс под единой крышей.

На левой стороне Архиерейского двора сразу привлекает внимание пестрое цветное здание церкви Одигитрии. Это - одно из последних сооружений кремлевского ансамбля, построенное в 1693 г. (уже после смерти Ионы Сысоевича) нехарактерном для других строений! стиле московского, или нарышшского, барокко.

Справа - большое нарядное крыльцо, которое ведет в Государств хоромы, или Красную палату, постройки 1670-1680-х гг. Такие крыльца очень характерны для древнерусской архитектуры. У них будто выточенные из камня столбики, на которых держится арочный свод с остроконечной шатровой крышей.

Все основные выставочные экспозиции расположены здесь, на Архиерейском дворе. В Государских хоромах на втором этаже устроен Музей финифти с крупнейшей коллекцией, насчитывающей около 2,5 тыс. миниатюр XVIII-XX вв. - от икон до портретов и современных украшений.

Одна из самых удивительных работ - «Минея годовая» (XIX в.).

Минея - это икона, которую можно назвать церковным календарем в миниатюре. На ней по порядку в отдельных «окнах» размером с почтовую марку изображены «микроскопические» группы или отдельные святые, которые прославляются в данный день (или месяц). Теперь посмотрите, насколько ювелирнотонкой и кропотливой должна быть эта работа в технике финифти!
В отдельном зале выставлена коллекция поддужных колокольчиков. Как насчет того, чтобы поднять настроение? Одно нажатие педали и… вы услышите радостный перезвон русской тройки. Это звучит «ямская гармонь» - набор поддужных колокольчиков и бубенчиков.